неділя: 10:00-17:00
Выдержки из книги В. Дурова (1)
В.Л. Дуров
Дрессировка животных
Психологические наблюдения над животными, дрессированными по моему методу (40-летний опыт)
ГЛАВА I.
Взаимоотношение психики человека и животного.
В первой части моей книги я опишу возможно полнее мой способ дрессировки, коим мне удалось достигнуть таких результатов, которые не были достигнуты общепринятыми способами. Полагаю поэтому, что мой способ заслуживает внимания, и особенно в виду того, что мне не приходилось нигде больше встречать применения таких приемов дрессировки, как мои. Они созданы и разработаны мною. И мне хотелось бы, чтобы они сделались достоянием общества и послужили бы ко благу человека как практическими результатами, к которым они приводят, так и теми интересными теоретическими выводами, которые из них вытекают.
Но мой способ есть способ живой; чтобы вполне усвоить его, нужно бы работать вместе со мной, изо дня в день наблюдая животное и методически действуя на него. Я боюсь, что изложенный в виде короткого сухого описания, он не будет понят в достаточной степени. А потому я решаюсь помимо, более или менее краткого систематического изложения метода, поместить в этой книге и целый ряд подробностей, мелких фактов, различных случайностей, протоколы опытов, а также мои мысли по поводу их и т. п. Иногда я буду делать большие отступления в сторону. Но все это, в конце концов, будет направлено к одной общей цели. Пусть читатель как бы сам присутствует при моей работе, и пусть из этих подробностей и второстепенных фактов он восстановляет для себя полную картину моего метода.
Начну рассказом о том событии моего детства, которое толкнуло меня к тому, чтобы большую часть моей жизни посвятить миру животных.
Я воспитывался в московской военной гимназии (впоследствии кадетский корпус). У нас, воспитанников, была любимая собачка «Жучка», с которой мы ходили на стрельбу, играли на плацу и кормили ее, уделяя кое-что из своего казенного стола. Дядька наш завел себе другую собаку, а нашу как-то обварил кипятком. Мы, воспитанники, в числе восьми человек, собрались на совет, решили отомстить дядьке и присудили принадлежащую ему собаку к смертной казни через повешение. Кинули между собою жребий, кому привести в исполнение приговор. Жребий пал на меня. Подманив предательски собаку к себе и накинув на нее петлю, я повел ее в сарай. Собака, помахивая . хвостом, доверчиво пошла за мной. Перекинув конец веревки через балку, я начал ее тянуть. Хрип собаки, какой-то незнакомый мне страх, заставил сильно биться мое сердце. Холодный пот выступил у меня на лбу. Я чувствовал, что совершаю что-то необыкновенное, что-то из ряда вон выходящее. Мысли мои проносились в голове одна за другой. Имел ли я право отнимать жизнь, которую не давал? Почему я так волнуюсь, что скажут товарищи? Я трус? Нет! «Но честь мундира», жребий, все это заставило меня крепче зажать в руке веревку и сильнее ее тянуть к низу. Не глядя на собаку, я сделал над собою усилие и сразу потянул веревку. Тяжесть дрыгающего тела, хрип собаки, сильно бьющееся мое сердце, дрожь всего тела, мысль, что я совершаю преступление, – все это заставило мою руку выпустить веревку. Тело упало. У меня как будто что-то внутри оборвалось.
В этот миг я полюбил умирающую собаку. Первая мысль была скорей прекратить ее страдания, т. е. добить. «Бедная! Она сейчас мучается, скорей, скорей». Я хватаю первый попавшийся на глаза камень и, не глядя, бросаю в собаку. Глухой удар во что-то мягкое, я с ужасом оборачиваюсь и смотрю на собаку. Полные глаза слез, с выражением страдания и глубокой тоски, укоризненно, кротко смотрят на меня, как бы спрашивая: «За что? Что я тебе сделала?» Ноги мои подкосились, и я упал без чувств. Когда я очнулся, то уже лежал в нашем лазарете (заболел нервной горячкой). Первое, что я увидел у подошедшего ко мне фельдшера, это глаза собаки страдальческие, укоризненно вопрошающие. Куда бы я ни смотрел, всюду видел эти тоскливые печальные глаза. С тех пор я понял, что и животные, также как и мы, люди, любят, страдают, радуются и наслаждаются. Я понял, что они такое же имеют право на жизнь, как и мы. На мое счастье, камень, брошенный мною, попал в глину. Собака осталась жива и потом по-прежнему доверчиво подходила ко мне, помахивая хвостом. Ее ласки еще больше заставляли мучиться мою совесть. С тех пор со мной случился полный переворот: я ни одного животного не пропускал мимо себя без особого к нему внимания и даже уважения. Я узнал тогда то, чего люди обычно не знают. Человек, царь земли, в своей гордости не желает снизойти к животным и принудить себя хоть немного понять их. Между человеком и. животным вечное недоразумение.
Человек не понимает психики животного, а животное психики человека.
И от этого часто человек не может добиться от животного того, чего он хочет.
Мой способ дрессировки основан на изучении и понимании психики животного. Искусство этого обучения животных в том и состоит, чтобы правильно понимать психику животного.
Но каким образом познается животное? Для этого, кроме длительного наблюдения и тщательного изучения индивидуальных особенностей данного животного, необходимо прежде всего, во-первых, знакомство с естественной средой, среди которой рождается животное и где протекает его жизнь (ибо внешние условия его жизни накладывают отпечаток на внутренние его свойства), и, во-вторых, научное знакомство с его «историей», а также с теми явлениями, в его поведении, которые объясняются атавизмом. Атавизм, т.-е. проявление у потомков особенностей их предков, помогает нам разобраться в иных поступках животных, которые не вызываются данной обстановкой, но которые с первого взгляда, могут вызывать резко-несправедливое заключение об уме животного. Например, собака, перед тем, как ей лечь на диван, вертится несколько раз, свертывается в клубок и затем уже ложится на этом месте. С первого взгляда вам кажется, что с собакой что-то случилось. Вы при всем, желании не можете найти объяснения ее действиям и называете собаку глупой. Вот тут-то вам и приходится воспользоваться вашим знанием истории происхождения данного животного. Закон проявления атавизма помогает вам разъяснить многое, на первый взгляд неразъяснимое. Отдаленные предки собак, жившие в диком состоянии в степях или на полях в высокой траве, кружились на одном месте, дабы своим телом смять траву и устроить, таким образом, себе логовище для спанья. Еще пример несправедливого заключения об уме животных. Лошадь испугалась бумажки, лежащей на дороге, понесла и разбила вдребезги экипаж. Вы говорите, какая глупая лошадь и чего она испугалась? Человек обвинил лошадь, назвав ее глупой. Давайте же попробуем разобраться. Глупа ли она на самом деле? Природа, которая умнее всех вместе взятых, устроила так: одним животным подарила прекрасное зрение, но зато слабое обоняние, – другим, наоборот, слабое зрение и превосходное обоняние. Лошадь имеет по природе слабое зрение и хорошее обоняние. Она, вследствие своего природного недостатка, пугается какой-то бумажки, зато в туманную погоду, когда ни зги не видно, она вас довозит до самого дома. Итак, лошадь испугалась и понесла. Почему понесла?
Природа распределила животных на убегающих и защищающихся. Убегающие: лошади, олени, лани, газели и др., защищающиеся: быки, коровы, буйволы, бизоны и др. Первобытное место нахождения лошади – степь, простор, где она всегда могла спастись от опасности бегством.
Человек взнуздал лошадь, впряг ее в экипаж, стянув со всех сторон, и в городах по узким переулкам заставил возить тяжести. Но вот испуг (прирожденное чувство) и... проснулось прежнее забытое, заглохшее чувство свободы. И лошадь, ничего не видя, бросилась как вихрь вперед, ломая все на своем пути, и часто разбиваясь сама. Виновата ли лошадь, и можно ли за это назвать ее глупой? Лошадь, как было выше упомянуто, по природному инстинкту ищет спасения от опасности в бегстве.
У меня часто спрашивали дети: «Как это вы выучили глупых скотов?» Да глупы ли они, спрошу я вас? С точки зрения животного мы, люди, может быть, иногда бываем куда глупее их. И у них может быть такой же односторонний взгляд на нас, как и у нас на них, – шутил я. Кошка, может быть, в душе смеется, когда увидит, как люди мечутся одни с железными кочергами по комнате, а другие вскакивают «а стол или падают в обморок, при виде малюсенького мышонка. А маленький зверек с сильно бьющимся сердечком ищет только выхода, куда бы удрать от вооруженных «великанов». Кошка смотрит и удивляется: «Стоит, мол, мне лапой цап, – и нет мышонка». Кто здесь умнее из троих: человек, кошка или мышонок? Судите, дети сами.
Боязливое чувство к крысам и брезгливость, ни на чем разумном не основанная, к в высшей степени чистоплотным грызунам, по-моему, у человека происходит вследствие неправильного понимания. Подробнее о крысах я скажу ниже.
Часто мне задают вопрос: «какое, по-вашему, самое умное животное»? Самый вопрос я считаю неправильно поставленным. Каждое животное умно по-своему Я даже не скажу, как это ни будет парадоксально, что человек «умнее» животного: он умен по-своему, а оно по-своему. Это не поддается сравнению. Не поддается сравнению и ум различных животных, ибо невозможно установить общий критерий, которым можно бы измерить ум животных. Но если вы меня спросите, «какое животное легче поддается дрессировке?», то этот вопрос будет задан правильно.
Из нескольких сотен различных пород животных, которых мне приходилось дрессировать, конечно, поддаются скорее и легче те, которые ближе стоят к человеку и более обезволены отбором и воспитанием (доместикацией), например, собаки.
Но различные породы собак также различно реагируют на приручение и воспитание.
Какие породы наиболее восприимчивы к дрессировке? Вполне прав Брем, когда он говорит: «Одного мы не должны забывать – влияния воспитания на характер животного». Животные точно так же, как люди, могут быть образованными, благовоспитанными, или необразованными и грубыми, невоспитанными.
Воспитатель имеет очень сильное влияние на животное и, без сомнения, наилучший для него воспитатель это человек. Для примера возьмем наше лучше всего воспитанное животное – собаку. С течением времени она становится во многих отношениях похожей на своего господина. Она усваивает, так сказать, его характер: охотничья собака усваивает характер охотника, собака моряка – его характер, собаки лопарей, эскимосов, индейцев – характер их владельцев, и действительно: ограниченный круг мыслей у борзой направлен почти исключительно в сторону охоты, пудель тратит значительную часть своих способностей на то, чтобы угадать намерение и желание хозяина.
Каждая порода обладает свойственными ей особенностями характера.
Универсальнее всех, по-моему, дворняжка, у которой все стороны характера развиты более равномерно, и которую тяжелая жизнь и самостоятельная борьба за существование наделили богатым опытом.
Первая из дрессированных мною собак была дворняжка «Каштанка». Один эпизод из ее жизни послужил сюжетом для рассказа незабвенного Антона Павловича Чехова.
Итак, изучив индивидуальные особенности животного, с которым вы имеете дело, среду, его воспитавшую, и считаясь с явлениями атавизма, вы, как в открытой книге, можете читать в его душе. Вот самый простой пример:
Речь собаки.
1) Собака отрывисто один раз (приподняв одно ухо) лает – «Ам» – это означает вопрос.
2) Поднятая кверху морда, протяжное, горловое – «Ау-у-у-у» – тоска.
3) Несколько раз повторенное нытье – «Мм-Мм-Мм» – просьба.
4) Рычание с оскаливанием зубов – «Рррр» – угроза.
5) Рычание с лаем – «Ррр-ам» – вызов на бой.
6) Виляние хвостом – радость.
7) Особое оскаливание зубов, похожее на смех у некоторых собак – благорасположение к хозяину и радость.
8) Переступание с ноги на ногу – выражает нетерпение.
9) К низу опущенные голова и хвост – горе, виноватость (а иногда и просьба ласки).
10) Тяжелый вздох – грустное настроение, м. б., воспоминание, мысленное переживание неприятного.
11) Зевота с визгом – тоска.
12) Гордо поднятая голова и задранный кверху качающийся хвост – кокетство, заигрывание, сознание силы перед противником, и т. д.
Все это: мимика, движение, голос, взгляд, составляют как бы своего рода речь собаки.
Как теперь дать животному понять себя?
Собака, положим, просится из комнаты в сад. Царапает дверь и вопросительно оглядывается на меня. Ясно, что она выражает желание, чтобы я встал из-за стола и открыл ей дверь. Я встаю, подхожу к двери и произношу с одной и той же интонацией слово: «гулять, гулять», и выпускаю ее.
После нескольких повторений стоит мне произнести слово «гулять», как она бежит к дверям. Я понял язык собаки, и она начинает меня понимать. Сначала запечатлевается в голове животного однообразная интонация, с которой произносится известное слово. А потом, уже это слово запоминается собакой, как таковое.
Произносите со временем это слово, другой интонацией – собака его узнает и поймет. Это действие я назову «интонировкой». Приучить интонацией – «интонировать».
Вот вам первоначальная азбука дрессировки животных. Чем больше вы будете «разговаривать» с собакой, тем лучше для нее. То же самое и с ребенком. При рождении он маленькое животное, которое не умеет говорить и учится этому от нас. Незаметно, все больше и больше он развивается и приобретает все больше и больше слов и понятий.
Приведу теперь пример взаимного непонимания человека и животного.
Собака натворила что-нибудь в комнате. Вы приходите и замечаете это.
Собака спокойно лежит под диваном. Вы приходите к ней с выговором, вам одному понятным, и ударяете ее. Она недоумевает, за что вы ее бьете, ибо между совершением ее «проступка» с вашей точки зрения и вашим приходом прошло продолжительное время, в течение которого она успела позабыть свои действия, так как в ее поступке была лишь естественная необходимость.
Следующий раз опять та же история. Вы приходите, хватаете ее уже за шиворот, причиняя боль, тащите к месту преступления. Собака, не понимая ваших действий, инстинктивно упирается лапами и старается освободиться от мучительной боли. Вы тоже как бы теряете рассудок и, не помня себя от озлобления, бьете ее куда и как попало. Собака визжит, недоумевая, за что любимый ею человек причиняет ей такую боль. Но вот новый удар сильнее прежнего заставляет ее уже не рассуждать, а в страхе избежать болевых ощущений. Собака теряет рассудок. Умолкает. Но на нее сыпется вновь удар за ударом. Страх, заставивший ее вырываться, притупляется и уступает место уже чувству самозащиты. Она начинает инстинктивно огрызаться. Еще удар, и собака на вас бросается. Вы разжимаете руку, ее державшую, и злость у собаки немедленно опять заменяется трусостью. Тяжело дыша, высунув язык, она забивается в угол, избитая и угнетенная, с полным непониманием всего происшедшего. Так человек и животное не сближаются, а расходятся, не понимая друг друга. Виноват, конечно, прежде всего человек.
Как же я поступаю, когда собака провинится? Если собака ведет себя неучтиво не в моем присутствии, я на это совершенно не реагирую.
Если же это происходит при мне, то я, во время совершения собакой «проступка» (с человеческой точки зрения), произношу протяжный звук «тссссс»..., при чем смотрю ей прямо в глаза и делаю угрожающее движение всем туловищем. Можно применять для порицания и другие звуки и движения, но необходимо, чтобы они всегда были одни и те же. По глазам собаки, по их выражению, по движению ушей и хвоста, я вижу, (!!!стоит печать!!!) собака, и затем однотонно повторяю какое-нибудь слово несколько раз подряд, предположим: «нельзя». Собака поджимает хвост, опускает низко голову и виновато отходит. Это значит, она поняла. Я продолжаю ее укорять: «как тебе не стыдно», или какой-нибудь другой фразой. Если собака совершила «проступок» во второй, третий раз, даже не в моем присутствии, я указываю ей на «место преступления» и восклицаю: «Это что значит?», производя в то же время звук «тссссс...». И опять укоризненный выговор с прежней интонацией, и мы уже друг друга понимаем. Это не все. Ранее или одновременно приучают собаку ходить на дворе, выводя ее через некоторое время после кормления.
Многие люди не только не понимают психологии животных, но не понимают даже души ребенка. За примерами ходить недалеко.
Няня ведет за руку ребенка. У ребенка есть потребность поднести камушек ко рту. Няня резко вырывает из его рук камушек, причиняя тем невольно боль ребенку. Хотя слегка, но все же бьет по ручкам. Ребенок начинает реветь и не слышит причитаний няньки. Подымающийся шум нежелателен няне. Она старается перекричать ребенка, заглушить его плач. Ребенок уже хрипит от крика. Няня и ребенок друг друга не поняли.
Я решительно отказываюсь понимать тех дрессировщиков, которые во многих случаях прибегают к насилию, желая научить чему-нибудь животное.
Дрессировщики мучают себя и животное. В этом случае они мне напоминают няньку с ребенком. И если животные все-таки у них исполняют что-нибудь, то не из сознательного повиновения, а механически.
Механическая дрессировка. (Общепринятый способ).
Я разделяю искусство дрессировки животных на два способа: поощрительный и болевой – механический. Первым способом я называю способ, который, к несчастью, исключительно применяю, пока только я один – способ основанный на тщательном изучении психики животного, и ему, этому способу, посвящается большая часть моей книги.
Но чтобы виднее были все его преимущества, я считаю необходимым сначала познакомить читателя со старым общепринятым
Возьмем, например, обыкновенную упряжную лошадь. Кучер, или извозчик ударяет лошадь кнутом по спине, при этом произносит «но-о». Понятно, что лошадь идет вперед, как бы уходя от удара. Если это действие происходит часто, то лошадь достаточно привыкает. Довольно уже произнести «но-о» и замахнуться кнутом, как лошадь уже бежит вперед. Извозчик тянет за вожжу и гнет лошадиную голову направо, при этом ударяет кнутом, лошадь бежит направо. Здесь поощрительной дрессировки и помину нет.
Возьмем цирковую лошадь. Предположим дрессировщику нужно выучить лошадь «маршировать». Дело происходит на арене. Учит дрессировщик и два кучера. Первый кучер держит лошадь под уздцы, стоя у барьера. При малейшей попытке рвануться вперед, дергает лошадь за узду, причиняя боль губам. Лошадь пятится назад. Второй кучер ударяет сзади шамберьером, а дрессировщик методически бьет лошадь хлыстом по левой стороне груди.
Кончик хлыста сечет одно и тоже место. Лошадь, желая освободиться от боли хлыста, рвется вперед, получает удар от первого кучера по носу и боль от уздечки, пятится назад, получает удар шамберьером от второго кучера. И ровные, методические, как часы, удары хлыста, не переставая, секут левую сторону груди. Лошадь вся в мыле, топчется на одном месте.
Дрессировщик же продолжает бить хлыстом по одному и тому же месту до тех пор, пока она рефлекторно, сокращая мускулы, не поднимет левую ногу, чтобы закрыть и защитить наболевшее место. Хлыст сразу перестает действовать, опускается, но... не на долго. Лошадь, тяжело дыша, стоит как вкопанная, но вот опять хлыст поднимается и сечет по прежнему месту. Опять старая процедура. Лошадь рвется вперед (боль от уздечки) и назад (от шамберьера), а хлыст делает свое дело. Лошадь опять поднимает ногу и опять временно прекращается сечение. Чем дальше, тем чаще лошадь поднимает ногу, с силой ударяя копытом о землю, как бы этим движением прекращая мучительное сечение. Дрессировщик хлыстом бьет ее уже по другой стороне груди до тех пор, пока лошадь не поднимет правую ногу. И это происходит каждый день в одно и тоже время методически, аккуратно. Лошадь вся в мыле. Дрессировщик и кучера устали. Короткий отдых и опять лошадь, при виде поднятого хлыста, вздрагивает и, не дожидаясь удара, поднимает моментально левую ногу, затем хлыст опускается, приближаясь ближе к лошади, снова приподнимается, как бы для удара, но правой стороне груди, и... лошадь быстро поднимает правую ногу и т. д., – получилась ассоциация по смежности.
Когда лошадь твердо усвоит движение хлыста и безошибочно поднимает то правую, то левую ногу, тогда, при щелкании языком дрессировщика, первый кучер делает шаг вперед так, чтобы поднятая нога лошади ступала на землю на аршин вперед. При опускании правой ноги проделываете то же самое. И вот номер маршировки почти готов. Лошадь по движению хлыста марширует сначала с помощью кучеров, а потом уже и одна.
В этом же роде производятся в цирках почти все манипуляции с лошадьми и другими животными. Школа эта с различными вариациями введена очень давно во всех цирках преимущественно немцами и итальянцами. Дрессировщик, чем больше сам превращается в машину, тем успешнее его работа.
Главный помощник такого дрессировщика – шамберьер.
Кончик шамберьера указывает, куда лошади бежать. Если конец древка сзади лошади, находящейся у барьера, лошадь бежит от него вперед. Если впереди лошади появляется шамберьер, лошадь делает шанже, т.-е. перебегает на другую сторону манежа. А если конец древка шамберьера появляется почти одновременно и сзади и спереди и опять сзади лошади, то она делает вольте (пируэт).
Бич для диких зверей играет почти ту же самую роль, что шамберьер для лошади, только он грубее и примитивнее. Шамберьером можно тушировать, а бичом это очень трудно сделать.
«Тушировка» на цирковом жаргоне значит такой удар шамберьером, чтобы лошадь почувствовала боль совершенно с другой стороны от дрессировщика, а именно: если дрессировщик ходит в центре манежа правым плечом вперед, лошадь бежит у барьера вправо, то дрессировщик бьет шамберьером так, чтобы кончик бича попал по правому боку лошади. Шнур шамберьера обвивается кругом зада лошади, и конец его врезывается в кожу лошади с противоположной стороны от дрессировщика. Получая удар сзади, лошадь подбегает к дрессировщику на средину арены. Он бьет хлыстом лошадь по ногам ниже колен, и лошадь подгибает ноги, становится на колени, желая тем защитить наболевшие места от нового удара. Все это относится к механической дрессировке.
Укротители зверей. Еще пример: в Гамбурге, в зоологическом парке известного поставщика зверей на все мировые рынки, Карла Гагенбека, каждый год в известные периоды нарождаются новые поколения диких животных. Гагенбек составляет заранее намеченную им группу зверей: из молоденьких львят, тигров, белых медвежат и др. К каждой такой группе назначает одного из своих испытанных служащих. Выбранный и законтрактованный на несколько лет служащий должен в будущем играть роль укротителя зверей, разъезжать по всему земному шару с животными Гагенбека как бы самостоятельно, давать представления. Укротитель ежедневно аккуратно является в клетку к своей группе, состоящей из молоденьких, четырехмесячных котят, и первая обязанность его – бить и гонять из одного угла клетки в другую, методически одним и тем же бичом всю свою группу молоденьких зверенышей. Звери растут под постоянным впечатлением и с одним сознанием, что человек, приходящий к ним ежедневно, держит в руке сильного, страшного зверя, бич, от которого они должны бегать из одного конца клетки в другой, чтобы избежать ударов. При появлении укротителя со своим хлопающим бичом, звери, как шальные, шарахаются в отдаленный конец клетки.
Укротитель подходит к ним, звери от него – в другой конец клетки. Первый номер готов. Теперь дальше. Снаружи в клетку вдвигается глухой барьер. Звери сначала, боясь нового предмета, сбиваются в кучу, но вот приходит в действие бич, и котята, забыв все на свете, прыгают волей-неволей через препятствие. Группа, перелезая и прыгая через барьер, удирает от самого ужасного с их точки зрения – от бича. Второй номер готов. Сам укротитель не так страшен, но бич в его руках – это «все». Когда укротитель, бросая бич, грубо и больно ласкает зверей, так, чтобы зверь чувствовал тяжесть и силу руки, они неохотно, но по привычке терпят эту якобы ласку. Стоит появиться бичу в руках укротителя, как звери прижимают уши и удирают подальше в угол, или жмутся к стенкам клетки.
Под таким впечатлением, не сознавая своей силы, и растет хищник. В последующие дни к сдвинутому барьеру сверху прикладывают железный обруч, обвернутый войлоком, пропитанный керосином или спиртом. Сначала бич заставляет зверей прыгать в обруч, иной ведь дороги нет, а затем обруч зажигается, и звери, как сумасшедшие, прыгают в горящий обруч – «мимо не пробежишь, попадешь под бич. А бич для нас страшней огня, страшней всего на свете». Бич – это тот же кнут для извощичьих лошадей и шамберьер – для цирковых животных; бич – гроза для хищников, делает свое дело до тех пор, пока звери беспрекословно, поджав трусливо хвосты и опустив головы, не садятся на свои места. Но этот номер не готов. Таких покорных и трусливых зверей показывать публике не годится: забитые, запуганные, послушные хищники произведут неприятное впечатление. Надо продать номер иначе, т. е. заставить публику дрожать за жизнь укротителя и тем именно произвести известный эффект. Для этого некоторые дрессировщики поступают так: чтобы обмануть публику, надо раньше обмануть животное. Укротитель берет в левую руку (в правой у него бич) железную короткую вилку. Этой вилкой укротитель на репетиции слегка колет хищника, который сначала убегает, или уходит прочь.
Укротитель медленно подвигается к хищнику и опять слегка колет.
Лев, видя бич опущенным, без действия, открывает пасть, как бы угрожая железной вилке – новому предмету, появившемуся впервые в клетке. При рычании и открытой пасти, вилка принимается прочь. Через несколько времени опять легкое покалывание – опять угроза со стороны хищника, и вилка бросается в сторону. В следующий раз дрессировщик более чувствительно покалывает хищника, на что зверь иначе реагирует: грозно рыча, ударяет лапой по железной вилке, что и требовалось доказать. Этот прием назову «трусообман». И так, исполняя приказание, лев все-таки изредка рычит и машет лапой, как будто на укротителя, а на самом деле только на железную вилку. Возможно, что в сознании животного, вилка – это самостоятельное существо, которого оно боится, но от которого можно отмахнуться, или его поцарапать, пока бича нет.
Животное обмануто – обманут и зритель, но все-таки этого мало. Надо показать еще нагляднее и убедительнее, что укротитель подвергается смертельной опасности. Во время представления со зверями публика уже наэлектризована тем, что львы злобно рычат и замахиваются на проходящего мимо укротителя. Когда же кончается номер, и он, выскакивая из клетки, быстро захлопывает за собой дверцу, звери разъяренные бросаются вслед за укротителем к закрывшейся двери, ревут и когтями царапают железные прутья решетки. Публика ахает и облегченно вздыхает, когда невредимый, спокойный, торжествующий укротитель победоносно раскланивается вне клетки.
Шумное нервное «браво» провожает укротителя. Произведен известный фурор. Как же достигается этот эффект? А вот как: на репетиции, когда посторонних не пускают, мы видим укротителя, находящегося в клетке, со своей группой. Но обыкновенно он гоняет зверей бичом, грубо ласкает так, чтобы зверь чувствовал тяжесть и силу руки. Затем быстро выходит из клетки, и как только за ним захлопывается дверь, помощники укротителя просовывают в клетку длинные деревянные пики, дразнят ими зверей, колют острым древком до тех пор, пока животные не бросятся на древки и не станут их грызть. Тотчас же служащие убирают пики. Больше всего стараются дразнить животных через дверцы, поэтому то хищники, по уходе укротителя, бросаются к дверце авансом. Ревут, дабы напугать пики, а не укротителя, который здесь не при чем.